Прежде, чем предпринять попытку написать следующую часть моих заметок, хочу сделать некоторые дополнения к уже написанному.
Решил я лететь Катарцами потому, что летать Туркменами после 3 раз уже обрыдло, наш родной Аэрофлот заламывает не соответствующие сервису цены, Тайцы, ещё не начав летать, в октябре, заявили поначалу цены, неприемлемые для меня (правда, кажется, потом образумились, но билеты у меня уже были взяты). И вот, после анализа, решили остановить свой выбор на Катар Эрвэйз.
Приценился на сайте, выбрал рейс, месячный тариф (20.11 туда – 20.12 обратно) - $690 нас устроил. Если обратно на день позже – тариф резко взлетает. Дальше всё просто: бронирование по телефону, регистрация в Privilege Club и в Miles & More, выкуп билетов в представительстве авиакомпании на Козьмодамиановской набережной.
Всё. «Спи спокойно, дорогой товарищ….»
Билеты в кармане, значит полетим.
Где-то недели через три прихожу вечером домой, жена говорит – звонили из авиакомпании, что изменилось расписание, и вылет из Москвы и из Бангкока будет на полчаса раньше, а время прилёта остаётся прежним. Смотрите, говорят, не опоздайте.
Да, думаю, вот это забота, Аэрофлот вряд ли предупредил бы, а уж Туркмены и подавно. Сервис.
Купить места у Air Asia в Макао и обратно за $92 (хотел написать «билеты», но вспомнил, что их не существует) труда не составило. У них на сайте это делается элементарно. Был бы пластик. Тут же деньги снимают и присылают подтверждение, почему-то под названием Itinerary, где есть все необходимые сведения для регистрации вылета и их правила.
Так же было просто, но без предоплаты, забронировать билеты на Turbo Jet Ferry из Макао в Гонконг и обратно. Рейсов много, практически каждые 15 минут, и паромы весьма вместительные, но вдруг все азартные китайцы решат рвануть в Макао поразвлекаться. Когда есть бронь, тем более ни к чему не обязывающая (не оплаченная), как-то спокойнее. Переплыв в одну сторону стоит $18.
Прошу извинить за качество некоторых изображений, но эти изображения не фотоснимки, а оцифрорванные кадры из аналогового видео. Лучше их не сделаешь, но я подумал, что они всё же нужны для создания впечатления.
Ну а теперь о Макао.
Все ли знают, что такое Макао (Macau, Macao). Не путать с Какао!
Многие, с кем я говорил, перед поездкой, делали удивлённые глаза:
- А это где?
У других это вызывало ассоциацию с Кюрасао.
Некоторые, более просвещенные, были убеждены, что это один из районов Гонконга. Где-то они встречали эти два названия рядом.
Эти были одновременно и наиболее близки к истине и далеки от неё.
Макао, действительно, совсем рядом с Гонконгом, всего-навсего по другую сторону устья Жемчужной реки (Чжузцян). Паром при скорости 45-50 узлов плывет всего 40-50 минут.
Граждане Гонконга и Макао для взаимных поездок не нуждаются в визах, достаточно удостоверений личности. Гонконгский доллар ходит в Макао не хуже местной патаки и по курсу почти равен ей. Банкоматы выдают деньги на выбор. Сдачи можно получить и той и другой денежкой. Цены близки, но мне показалось, что в Макао всё чуть дороже.
После того, как Макао был возвращен Португалией Китаю и превратился в Особый административный район Поднебесной с обязательством сохранения на 50 лет существовавшей социально-экономической системы и образа жизни населения, у Макао появился новый флаг.
Зелёный цвет полотнища – новые надежды в связи с воссоединением, одна большая и четыре маленьких золотых пятиконечных звёзд – напоминание о суверенитете Китая над Макао, белый лотос - символ равенства, справедливости и чистоты побуждений, волнистые линии под ним это проливы между тремя частями Макао – полуостровом Аомынь и островами Тайпа (Ганьцзы) и Колован (Лухань).
А над зданием представительства китайской администрации развевается известный красный со звёздами флаг Китая,
и у ворот застыл на посту солдат в форме Народной Армии КНР.
Очухавшись после длительного пути Москва-Доха-Бангкок-Макао, выходим на первую прогулку.
Спускается вечер. Недалеко от отеля набережная озера Nam Van. Идем туда. Чисто, благоустроено, народа мало. Вдали красивые изгибы мостов, силуэт телебашни. И много воды.
Темнеет быстро. Уже включены цветомузыкальные фонтаны (Cyber Fountain). Они прямо в озере.
Написано, что это самые большие и самые знаменитые кибернетические фонтаны в Азии. Честно говоря, на нас они большого впечатления не произвели после виденных раньше такого рода фонтанов Сингапура (о. Сентоза) и Барселоны.
Ярким заревом и всплесками огней Казино Лисбоа, отражающихся в зеркале воды и видимых издалека, нас поразить трудно, Москва тоже уже вся "обказинелась".
Ветренно, прохладно, чувствуется усталость от перелётов и потребления разнохарактерных напитков (коньяк-виски-арманьяк-виски-коньяк).
Кстати, специалисты считают, что нельзя смешивать напитки, сделанные из ягод (винограда, например) и из зерна. Может они и правы. А может прав Артур, который не смешивает их потому, что не употребляет ни тех, ни других.
Наутро отправляемся пешечком в паромный порт.
Солнечное утро. Повсюду встречаются то группками, а то в одиночку аборигены, занимающиеся характерной китайской гимнастикой, кажется, Ушу называется. В сквериках, а зачастую, на автобусных остановках в ожидании транспорта.
Очень народ заботится о своем здоровье. Стоит, к примеру, на остановке женщина и, как в замедленном фильме, машет руками-ногами, крутит головой. Что время терять, пока автобуса нет?
Город очень ухоженный, чистый, вымытый, подстриженный.
Очень аккуратно, опрятно и современно одетая публика. Сказываются, по-видимому, достаточно высокий уровень жизни, может быть несколько ниже гонконгского, но запредельно высокий по сравнению с материком, очень низкий уровень безработицы по сравнению с материковым Китаем (почти в 3 раза) и даже с Гонконгом (в 1,5 раза) и высокие темпы экономического роста.
Часто встречаются аккуратненькие такие старички и старушки, бабушки-дедушки, чистенько одетые, хорошо причесанные, зачастую сопровождаемые заботливыми детьми или внуками. Видна общепринятая в массе трогательная забота о стариках.
Наверное, они есть, но мы в Макао не встретили ни одного на вид бомжа, ни одного нищего, просящего подаяние.
Перед морвокзалом видим трассу Формулы-1 с контрольной вышкой, трибунами и боксами. Где-то я читал, что в наши дни здесь этапы Гран При не проводятся, но всё сохранено. Есть даже музей Гран При, правда мы в него не ходили.
Кстати, развлекаловка Макао знаменита, кроме многочисленных казино, игорных домов и ночных клубов, ещё и такими азартными заведениями, как «канидром» – собачьи бега, и ипподром. Но в эти дни забегов не было, поэтому нам не довелось на них полюбоваться ни там, ни там.
Морвокзал или Паромный Терминал это большое современное сооружение типа международного аэропорта: первый этаж –"приплыв", второй - "выплыв" (если по аналогии «прилёт – вылет»). Вся атрибутика присутствует – Duty Free Shop, стойки регистрации и паспортного контроля, таможня, накопители, Gates и т.п. Всё очень чисто, современно и информативно. И каждые 15 минут возникают и потом рассасываются шумные толпы китайцев, приплывших из Гонконга или из материкового Китая или уплывающих туда.
Быстренько оплатили и получили заказанные билеты. Всё четко. Как и было написано на сайте, мне с женой скидка по $2 на каждый билет. На билете написано Senior (старше 60 – Поживите с наше!). Пустячок, а приятно. Уважают! И $8 лишними не бывают.
Теперь можно и на прогулку по городу.
Рядом с морвокзалом находится большущий водный резервуар – водохранилище, честно говоря, не знаю его назначение, но уровень воды в нём, существенно выше отметки поверхности моря. Вдоль его берега устроена прогулочная набережная с газончиками и большим количеством детских тренажеров в прекрасном состоянии.
И тренажеры не простаивают. Ребятишки на них качаются, прыгают, бегают. Родители некоторые тоже время не теряют – бегают вдоль набережной или занимаются гимнастикой.
Но указатель, который мы увидели на краю газона, поразил нас больше. На знаке, установленном на стойке, была изображена собака и WC, что для читающей публики должно было означать «туалет для собак».
А под знаком - круг метра два диаметром, окаймленный бетонным бортиком и засыпанный песком. При этом, бортик не сплошной, а с разрывом, чтобы бедному животному не перепрыгивать его, торопясь по нужде, а спокойно войти в круг. Метров через 150 – 200 обнаруживаем ещё один такой же. Хорошо живётся собачкам в Макао!
Правда, с человеческими туалетами тоже проблем нет.
Обогнув холм (местные гордо величают его «горой») Colina da Guia, на одной из вершин которого находится маяк, и пройдя немного по улочке, находим нижнюю станцию канатной дороги, поднимающей всех желающих на холм, где находится парк.
И снова, для Senior persons скидка на билеты канатки.
Внизу видны изобилие цветов, зелень, серпантин дорожек, спортивные и игровые площадки. Поднявшись наверх, на всех дорожках встречаем бегунов - и мужчин, и женщин разного возраста, бегающих не ради спорта, а в погоне за здоровьем. Поднимаемся по дорожке чуть выше и, прогулявшись вдоль хребта холма, выходим к маяку, откуда открываются прекрасные панорамные виды на Макао во все стороны.
Спустились. Пройдя небольшую современноевропейского стиля площадь с садиком Васко да Гама и пару улиц, выходим к Кафедральному собору, а затем на площадь Leal Senado. Это центр Макаосской тусовки. Красивая мощёная площадь, обстроенная в чисто европейском стиле.
Если бы не обилие китайцев, то полное впечатление, что находишься где-нибудь в Португалоиспании. Я в Португалии не был, но думаю, что испанская Андалузия по стилю городских улиц и площадей не сильно отличается. Так вот, ощущение, что ты находишься где-то там в Испанопортугалии, не покидало меня в некоторых местах Макао. Это впечатление усиливали католические соборы и обилие сортов португальских вин и порто в супермаркетах и винных магазинах.
Узкие, зачастую мощёные брусчаткой или булыжником, плотненько застроенные улочки с ухоженными зданиями.
А крытый рынок Макао с обилием морепродуктов в аквариумах и на прилавках, с продавцами в белых халатах и фартуках напомнил мне почему-то знаменитый рынок в Валенсии, только в Макао он значительно меньшего размера.
На площади Leal Senado картинка: молодой китаец, уличный певец, поет на китайском «выходила на берег Катюша ………», и поет неплохо. Но публика на площади, кажется, его не слушает, просто воспринимает, как фон.
Зашли в находящийся рядом уютный небольшой собор Св. Доминика. Посидели, поразмышляли.
Через несколько узких, заполненных толпой туристов и местной гуляющей публики улиц с бесчисленными лавочками и магазинчиками, торгующими местными сладостями и особо приготовленными ломтиками говядины и свинины, которыми зазывалы угощают вас прямо посреди дороги и перед открытыми витринами и входами, выходим к широкой длинной лестнице.
Наверху лестницы фасадная стена знаменитого собора Святого Павла (Сан-Паулу), построенного иезуитами ещё в 1602 году. Просуществовал он недолго – всего 230 лет, в 1835 году собор окончательно сгорел. Всего он перенес три больших пожара, и всё, что от него осталось сегодня, - это стена с зияющими пустотой оконными и дверным проемами, посмотреть на которую приходят туристы.
Жаль, хороший собор был, наверное.
Вернувшись в отель, обнаруживаю на стене в холле информацию, что от нашего отеля к Паромному Терминалу ходит бесплатный для постояльцев челночный автобус. Здесь же его расписание. Оказывается, он забирает пассажиров сначала ещё из двух отелей неподалёку, а уж потом из нашего. Идём искать, где же на него посадка. Нашли, останавливается он на противоположной стороне проспекта за углом поперечной улицы. Отлично. Теперь знаем, как завтра поедем в порт.
Действительно, поутру минута в минуту подкатывает шаттлбас «Toyota Coaster», размером с наш «ПАЗик», и минут через 15 нас уже выгружают у входа на второй этаж Паромного Терминала, где находится зал «выплыва».
Регистрируемся, сдаем вещички, проходим паспортную проверку, и вот мы уже у входа в наш посадочный накопитель. Здесь ещё раз проверяют, туда ли мы пришли, и на наших билетах ставят номера мест. Регистрация на наш рейс только началась, мы одни из первых, и служитель дает нам хорошие места в начале салона у иллюминаторов.
Через окна во всю стену со второго этажа хорошо видна бухта с красивым мостом, дебаркадеры причалов, причаливающие и отваливающие паромы, разворачивающиеся и набирающие скорость, поднимаясь на подводных крыльях. Красиво.
В накопителе стоят два больших массажных кресла, в которых, опустив в слот монетку в 5 гонконгских долларов (около 18 рублей), можно получить массажное удовольствие от шеи до голеней. Время есть, делать нечего, решили испытать массажные кресла. Понравилось.
Видим в окно сверху, как к нашему дебаркадеру причалил паром, выгрузились прибывшие. Приглашают на посадку. По пандусу спускаемся на дебаркадер, входим на паром. Наш паром Jetfoil построен Боингом с двумя газотурбинными двигателями от Роллс Ройса. Скорость 45 узлов. Впечатляет.
Наш салон эконом класса весьма широк и просторен, ряды удобных авиационных кресел с двумя проходами вмещают около 100 пассажиров. Ещё один салон эконом класса на верхней палубе - ещё 100 человек. А всего Jetfoil вмещает 240. Паром практически заполнен, несмотря на то, что они ходят каждые 15 минут.
Стюарды и стюардессы внимательно проверяют, застегнуты ли ремни. Отчаливаем, разворачиваемся, набираем скорость и выходим из бухты на простор. Виден удаляющийся силуэт побережья Макао.
Прощай Макао – впереди Гонконг.
Читать дальше? Жми здесь!
Вверх
Назад